В мёде нашли следы ядерных испытаний 60-х годов 6 мая 2021 | 12:00 Центр ФОБОС В мёде нашли следы ядерных испытаний 60-х годов На студенческих занятиях по экологии в университете штата Вирджиния, измеряя уровень радиации орехов, фруктов и мёда, в последнем нашли следы ядерных испытаний времён холодной войны. В истории США был период, когда боеприпасы сотнями взрывали в атмосфере. В течение короткого периода времени в окружающую среду попало множество различных изотопов. Один из этих изотопов – цезий-137, побочный продукт ядерного деления, включающего реакцию урана и плутония. Именно цезий можно найти по всему миру в малейших концентрациях во многих видах пищи, сообщает сайт PLANET TODAY. Чтобы продемонстрировать студентам, как радиоактивные загрязнители от ядерных испытаний середины ХХ века всё еще сохраняются в окружающей среде, преподаватель, ведущий исследователь по геохимии и экологии, попросил молодых людей привезти продукты местного производства из того места, где они проводили каникулы. Как и ожидалось, при измерении с помощью гамма - детектора большинство образцов фруктов, орехов и других продуктов показали слабые следы цезия-137. Однако замеры мёда из Северной Каролины всех шокировали: неоднократно проведенные анализы показали, что мёд содержит в 100 раз больше цезия-137, чем все проанализированные продукты. Чтобы выяснить, почему в мёде зарегистрирован такой высокий уровень цезия-137, эксперты протестировали 122 образца нефильтрованного мёда с рынков, расположенных на востоке США. В 68 банках обнаружились следы радиоактивного изотопа.Учёные также выяснили, что мёд с самым высоким уровнем содержания цезия поступает из районов, где в почве преобладает низкий уровень калия, который растения поглощают в качестве источника питательных веществ для поддержания ряда метаболических процессов. Калий и цезий имеют ряд атомных сходств, и когда растения в почве с низким содержанием калия не могут получить достаточный уровень предпочитаемого ими питательного вещества, они вместо этого будут поглощать цезий, в том числе и радиоактивный. В результате изотоп попадает в нектар растений, который затем передается пчёлам. Насекомые, в свою очередь, увеличивают концентрацию цезия-137, производя мёд. Несмотря на то, что уровень радиации попавших в мёд частиц недостаточно высок, чтобы представлять опасность для здоровья человека, эксперты обеспокоились другим фактом. Дело в том, что большинство испытаний атомных бомб проводилось более 60 лет назад, тогда как средняя продолжительность жизни цезия-137 составляет 30 лет. Это означает, что на сегодня уровень радиоактивности в восточной части США должен был бы достичь практически нулевых значений. Большинство взрывов устраивали над Маршалловыми островами в Тихом океане, над Новой Землей, арктическим архипелагом на севере России, а также в Нью-Мексико и Неваде. Многие взрывы в атмосфере были настолько мощными, что сотни радиоактивных продуктов деления забрасывались в высокие слои и распространились по планете примерно в течение года, в основном в результате дождей. Присутствие радиоактивного загрязнения в результате ядерных испытаний и по ныне обнаруживается на всех континентах, даже на глубинах Мирового океана. Подробнее >>