Удивительный мир: сок растений накапливает металлы 24 февраля 2021 | 14:55 Центр ФОБОС Удивительный мир: сок растений накапливает металлы На планете растут удивительные растения, которые аккумулируют в стволе, ветвях, листьях и семенах токсины и тяжелые металлы безо всякого вреда для себя: их уровень на несколько порядков превышают концентрации химических веществ в тканях обычных кустарников и деревьев. Эти нестандартные деревья – гипераккумуляторы – предпочитают почвы с содержанием цинка, никеля, кобальта, которые смертельны для нормальных живых организмов. Более 75% обнаруженных подобных видов входят в группу накопителей никеля; произрастают они в основном в тропических и субтропических зонах: на Кубе, в Индонезии, Бразилии, Малайзии, Австралии и т.д.. Повышенное внимание у биологов проявилось к дереву Pychandra acuminata, впервые обнаруженному в 1970-х годах, и с тех пор находящегося под мониторингом. Эндемик произрастает на небольшой площади в уцелевших лесах Новой Каледонии; одноимённый остров и группа более мелких находится в тропической зоне Тихого океана, в Меланезии. Млечный сок необычного сине-зелёного цвета на 25% состоит из никеля! Недаром местные жители, в основном говорящие на французском языке, называют его sève bleue (синий сок). Если дерево растёт в подходящих природно-климатических условиях на грунте с высоким содержанием металла, то оно может содержать до 5 кг никеля, а в год деревья на площади с гектар вытягивают из недр земли до 200 кг металла. Учёные из Австралии считают, что у гипераккумуляторов большое будущее, поскольку они могут очищать землю от токсичных соединений и даже добывать полезные ископаемые из рудных отвалов или грунтов, где содержание металлов незначительно для обустройства шахт. Изначально это умение в середине прошлого века открыли у Alyssum bertolonii. С тех пор ряды гипераккумуляторов существенно пополнились. В коллекцию вносят растения, в которых концентрация металлов достигает 1000 мг на килограмм высушенных листьев или древесины. Сегодня в общей базе значатся более 700 видов, способных аккумулировать в тканях самые разные элементы таблицы Менделеева. Любопытный факт: отличная переносимость токсинов заложена у них в генах. Наиболее популярная гипотеза для объяснения подобного явления – защита от вредителей-насекомых, поедающих листья. Экспериментальные исследования доказали, что никель является токсичным для большинства растительноядных насекомых. Другая версия – освоение территорий недоступных для большинства представителей флоры. Универсальный механизм поглощения металлов и его вживание в структуру растения пока не выявлен. Многое в изучении уникальных гипераккумуляторов по-прежнему является предметом исследований и обсуждений. Но учёные в последние годы выражают обеспокоенность и бьют тревогу по поводу исчезновения удивительных растений в некоторых регионах планеты вследствие изменения климата и антропогенного фактора. Подробнее >>